Механизм финансового выравнивания местных бюджетов сущность, структура, функции

Увеличение диспропорций в социально-экономическом развитии территорий Украины актуализирует вопрос разработки эффективных механизмов их сокращения. Сбалансированность межтерриториального развития достигается различными средствами государственного регулирования, среди которых важное место предоставляется механизма финансового выравнивания местных бюджетов. Теоретическое осмысление сущности механизма финансового выравнивания, «четкое понимание структуры, места и цели отдельных элементов имеет незаурядное значение, поскольку может способствовать определению слабых звеньев в этом механизме, а следовательно, и путей их укрепления, усиления их положительного влияния и т. п.» .

Анализ научной литературы свидетельствует, что в Украине еще не было попытки комплексно исследовать механизм финансового выравнивания как самостоятельный элемент системы механизмов государственного регулирования экономики, определив его сущность, основные составляющие, особенности конструкции, процесс действия. Методологической базой такого исследования могут служить наработки финансовой науки по изучению механизмов высших иерархических уровней: финансового , бюджетного , межбюджетных отношений .

В контексте рассмотрения структуры механизма финансового выравнивания необходимо обратить внимание на исследования О. И.Хорошевою механизма государственного регулирования социально-экономического развития на основе бюджетного выравнивания . Отметим, что в отечественной финансовой науке это практически единственная попытка выделить механизм финансового выравнивания (ученый использует сообщения «бюджетное выравнивание»). Однако, выстраивая модель этого механизма, автор отождествляет бюджетное регулирование с бюджетным выравниванием. Приведенный ею перечень составляющих финансового выравнивания (единые нормативы бюджетной обеспеченности, специальная формула выравнивания, специальные фонды ) также не отражает всей совокупности его структурных элементов. Поэтому считаем целесообразным исследовать и обосновать теоретические основы построения механизма финансового выравнивания местных бюджетов. Для достижения этой цели необходимо определить сущность механизма финансового выравнивания, выявить и охарактеризовать его составляющие, исследовать их особенности и взаимодействие.

Механизм финансового выравнивания является подсистемой и составляющей механизма межбюджетных отношений, а следовательно и бюджетного механизма, который, в свою очередь, является таким относительно финансового механизма. Последний входит в состав системы механизмов государственного регулирования экономики. Такая сентенция позволяет выстроить своеобразный цепь иерархии этих механизмов:

механизм государственного регулирования экономики финансовый механизм бюджетный механизм механизм межбюджетных отношений механизм финансового выравнивания.

Указанное приводит к выводу, что конструкция механизма финансового выравнивания детерминируется особенностями механизмов высшей иерархии и подчиняется общей концепции государственного регулирования экономики. Изменение парадигмы государственного экономического интервенционализму неизбежно отражается на конфигурации механизмов государственного регулирования. С процессом децентрализации властных полномочий, реформированием административно-территориального устройства, увеличением фискальных прав органов местного самоуправления кардинально изменилось назначение финансового выравнивания: быть не просто финансовой поддержкой проблемных регионов, а способствовать их социально-экономическом развитии, гармонично сообразуясь с другими мерами государства в этой сфере.

Имея общие черты с механизмами высшей иерархии, в частности за архитектоникой, механизм финансового выравнивания отличается характерными только ему чертами. Прежде они проявляются в следующем:

механизм финансового выравнивания предназначен для реализации государственной политики финансового выравнивания, выполнения ее задач;

механизм финансового выравнивания призван оказывать влияние на свой специфический объект: фискальные дисбалансы, уменьшая их;

обязательным субъектом его разрабатывает и пользуется им, является государство в лице его центральных органов. Именно они задают первичный импульс к построению этого механизма, выполняя свои конституционные функции: заботясь о единстве и территориальную целостность страны. Даже в федеративных странах, где законодательные и исполнительные органы субъектов федерации имеют широкие полномочия проводить собственную политику в отношении органов местного самоуправления низшего уровня, общие принципы осуществления финансового выравнивания, его принципы зафиксированы в федеральных законах или конституциях. Определение государства как обязательный субъект, разрабатывает и применяет механизм финансового выравнивания, позволяет рассматривать его как составляющую комплексного механизма государственного управления , что представляет собой «практические меры, средства, рычаги, стимулы, с помощью которых органы государственной власти влияют на общество, производство, любую социальную систему с целью достижения поставленных целей» ;

механизм финансового выравнивания располагает специфические инструменты: межбюджетные трансферты.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.