Механизм финансового выравнивания местных бюджетов сущность, структура, функции часть 5

Нормативы характеризуют установлен уровень финансирования определенных видов расходов. Важной проблемой при формировании местных бюджетов является сочетание доходов с расходами на основе нормативного метода с применением показателей минимальной бюджетной обеспеченности на одного получателя общественных услуг. Расчетные показатели расходной части бюджетов должны осуществляться на основе социальных нормативов, разработанных и утвержденных в соответствии с Законом «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях». При определении нормативов предоставления социальных услуг, а также объема потребности в расходах расчеты должны базироваться на элементах расходов по экономической классификации (заработная плата, питание, медикаменты, энергоносители, капитальный ремонт и т. п.). Для учета межтерриториальных различий в стоимости предоставления основных общественных услуг нужно рассчитать и научно обосновать соответствующие корректирующие коэффициенты.

Лимиты, используемые в финансовом выравнивании, является «определенными ограничениями на расходы» . В них включают границу выравнивания (коэффициент выравнивания), установление которой является результатом политического выбора между эффективностью и равенством . Лимиты часто применяются при предоставлении лимитированных паевых условных трансфертов, предусматривающие установление долей донора и реципиента в финансировании программы, на которую предоставляется трансферт.

Между отдельными элементами любого механизма регулирования существует взаимодействие и взаимопроникновение . Относительно механизма финансового выравнивания это проявляется в том, что построение инструментов финансового выравнивания на основе показателей, нормативов и лимитов, их использования органами управления регламентируется соответствующими правовыми положениями.

Исследуя комплекс средств регулирования фискальных дисбалансов, заметим, что в теории государственных финансов в зависимости от характера воздействия на экономическое поведение реципиентов финансовой помощи различают прямые и косвенные методы финансового выравнивания. Применение косвенного метода (переадресации налогов) обеспечивает определенный уровень сектора управления заранее определенной долей налоговых доходов, в использовании этих поступлений органы местного самоуправления получают большую степень свободы . Использование прямого метода (предоставление общих и целевых трансфертов) ставит органы местного самоуправления в финансовую зависимость от доноров, ограничивает их политическую свободу в принятии решений, усиливает финансовую и политическую подотчетность.

Будучи составляющей финансового механизма, механизм финансового выравнивания участвует в выполнении двух основных функций: «финансового обеспечения и финансового регулирования экономических и социальных процессов в государстве» . Выполнение функции финансового обеспечения сводится к предоставлению бюджетных ресурсов органам управления, не имеют достаточных собственных средств для финансирования закрепленных за ними полномочий. В первую очередь это касается выравнивания вертикальных фискальных дисбалансов и осуществляется предоставлением местным бюджетам дотаций выравнивания, закрепленных или регулирующих налогов.

Используя средства финансового выравнивания, государство осуществляет регулирование социально-экономического развития отдельных территорий страны. Р. Масгрейв доказал, что предоставление трансфертов субнациональным органам управления приводит к увеличению потребления частных и общественных благ на определенной территории за сокращения налогов . То есть таким образом происходит одновременное снижение налоговой нагрузки на местную экономику и увеличение потребительского спроса в совокупности выступают достаточно весомым фактором экономического развития территории.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.