Методы государственного управления экономикой часть 3

Органы государственного управления экономикой строят отношения с предпринимателями, используя следующие методы косвенного воздействия:

1) Налоговое и финансово-кредитное регулирование (установление ставок налогов и процентов по государственным кредитам, налоговых льгот, валютного курса); цен и правил ценообразования; целевых дотаций; размера экономических санкций. О налоговом регулировании, то механизм его применения следующий. Когда производство выходит за пределы платежеспособного спроса, в конце фазы подъема, государство повышает налоговые ставки с целью торможения роста производства, упорядочения процесса восстановления равновесия между спросом и предложением на товарных рынках. Так, в восьмидесятые годы при президенте Р. Рейган налог на прибыль корпораций в два этапа была снижена с 52% до 34%, а подоходный налог с граждан — с 28,5% до 24,5%, что способствовало устойчивому экономическому росту США . В Украине высокие ставки налогов были подчинены фискальным интересам и не имели достаточных оснований. Наряду с общим регулированием ставок налогов государство использует их дифференциацию — сравнительно низкие налоги стимулируют производство, а повышенные налоги на предприятиях, производящих устаревшую продукцию, ограничивают ее рост. Что касается регулирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков, механизм государственного регулирования следующий. В период спада и депрессии снижение ставок ведет к увеличению предпринимательского дохода и стимулирует рост производства. Ставки коммерческих банков устанавливает не правительство, а Центральный резервный банк. Причем ставка процента зависит от соотношения спроса и предложения на рынке кредитных ресурсов.


уборка

2) Система государственных резервов, лицензирование, лизинг, социальные, экологические и другие нормы и нормативы.

3) Государственный заказ, как составляющая совокупного спроса. При определенных условиях, оно стимулирует рост занятости и увеличение спроса со стороны субъектов хозяйственной деятельности. Прямые государственные инвестиции в сферу производства целесообразны в случаях, когда создаются особо крупные объекты со значительными капиталовложениями и длительным сроком окупаемости, которые важны для развития экономики страны. Так, Закон Украины «О государственном оборонном заказе» , определяет общие правовые и экономические основы формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа, регулирует отношения в этой сфере.

4) Целевые научно-технические, экономические, социальные государственные и региональные программы.

Государственные органы и должностные лица могут предоставить субъектам хозяйствования и предпринимателям указания соответствии компетенции, установленной законодательством. Если государственный орган или должностное лицо выдало акт, не отвечает компетенции или действующему законодательству, предприниматель имеет право обратиться в суд с обжалованием соответствующих решений. Как правило, такие действия рассматриваются общими судами. Но это — в теории. На практике довольно редким явлением является обжалование действий должностных лиц или органов государственного управления.

При использовании методов управления необходимо учитывать то, что элементы администрирования присутствуют в любом экономическом методе том, что процесс выполнения осуществляется и контролируется соответствующей государственной службой. Например, денежное обращение изменится не раньше, чем будет принято административное решение о повышении ставки по кредитам центрального банка, допустим, с 50% до 60%. С другой стороны, в каждом административном методе присутствуют элементы регулирования экономическими методами том, что методы администрирования направлены на участников хозяйственных или финансово-кредитных отношений. Так, используя прямой контроль над ценами (Постановление Кабинета Министров Украины «Положение о государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги монопольных образований» №135 от 22.02.95 г...) Государство, тем самым, заставляет субъектов хозяйствования и предпринимателей искать новые источники финансирования, инвестирования, изменять производственные программы на предприятии. Приспосабливаться также нужно потребителям: структура спроса меняется соответственно от соотношения между объемом и суммой сбережений.

Следующим экономическим методом является конкуренция как внутренний стимул развития экономики. Целью государственного управления при этом является регулирование конкуренции, смягчения наиболее острых противоречий на рынке.

Различают ценовую и неценовой конкуренции. Последняя состоит из борьбы за покупателя путем совершенствования упаковки, качества, установление системы скидок. Цены формируются как: 1) стабильные, фиксируемых государством; 2) договорные, которые регулируются государством; 3) свободные, учитываемых государством, но не зависят от нее; 4) цены «теневой экономики», не входят в систему государственного учета и статистики. Соотношение видов цен динамично меняется: с уменьшением вмешательства государства постепенно увеличивается удельный вес цен второго и третьего видов.

Монополизация производства и распределения товаров, жесткая централизация ресурсов сырья определяют воспроизведения теневых структур. Причем если во времена бывшего Советского Союза теневые структуры заполняли пробелы в сфере хозяйствования, оставляла государство, то современные масштабы таковы, что она существенно влияет на рынок.

Среди экономических методов государственного управления вряд ли возможно выделить бесполезные или абсолютно неэффективные методы. Нужны все, проблема возникает в том, чтобы сделать выбор тех методов, которые были бы наиболее целесообразны в конкретном случае, при конкретном состоянии социально-экономического развития государства, в конкретном правовом поле. Что касается последнего, то отдать приоритет правовым или экономическим методам сложно. Потери в хозяйственном развитии, проблемы осуществления реформирования начинаются тогда, когда нарушен баланс между административными и экономическими методами. Разграничение экономических и административных методов, преобладание одного из них по второму снижает эффективность государственного управления, а, иногда, сводит на нет внедрения мероприятий реформирования. Примером этому могут быть процессы рыночных преобразований в Украине, когда предпочли чисто административным методам, а экономические заняли вторичные позиции.

В специальных (локальных) методов государственного управления можно отнести способы реализации функций управления. Отсюда — возможно выделять методы управления на уровнях: государство, регион, город, хозяйственная единица. Возможно также выделять методы управления по отраслям экономики: методы управления производством, сельским хозяйством, транспортом, строительством и др.

Если основой классификации специальных методов выступает субъектный состав, то выделяют: методы государственного управления, методы управления общественных организаций, методы управления партийных организаций. Так, примером применения методов управления общественных организаций может быть Украинская ассоциация местных и региональных властей, которая объединяет 740 советов разных уровней — областных, районных, городских, сельских и поселковых. Ассоциация использует такие методы управления как представительские, пропагандистские. Представительские методы реализуются путем представительства интересов советов в центральных органах власти. Пропагандистский метод реализуется через пропаганду положительного опыта работы, за содействие сотрудничеству между гражданами, регионами, неправительственными организациями. Следует отметить, что взаимодействие органов государственного управления с общественными организациями находится на стадии формирования. Так, в 1998 году во всех областных государственных администрациях были созданы управления по вопросам внутренней политики. Согласно распоряжению Президента Украины «Об улучшении деятельности местных органов исполнительной власти по реализации внутренней политики» от 16 сентября 1998 предполагается, что на соответствующие структурные подразделения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций возлагаются задачи анализа и прогнозирования общественно-политических процессов в регионах, содействие органам исполнительной власти в развитии их связей с политическими партиями, общественными организациями, средствами массовой информации, информационно-аналитическое обеспечение реализации внутренней политики государства. Кроме того, в управлениях облгосадминистраций по вопросам внутренней политики сформированы отделы по связям с партиями и общественными организациями.

Кроме общественных организаций органы государственного управления взаимодействуют с партиями. Сейчас большинство партий не выходит за пределы политической конъюнктуры, иногда трудно различить чем программа одной партии отличается от другой; партии, в основном, используют стратегию и тактику, необходимую для получения власти, не соблюдая программных установок. Поэтому взаимодействие органов государственного управления с партиями является сложным и неоднозначным вопросом. Проблема состоит еще из того, какой характер имеет взаимодействие партий и общественных организаций. Ведь мировой опыт приводит, что общественные организации выполняют три общественно важные функции : как инструмент обобщения социальных проблем, способствующих повышению уровня гражданской культуры, формируют систему, которая позволяет обществу осуществлять контроль за экономическим курсом государства, то есть общественные организации занимают определенное место в действующей системе сдержек и противовесов.

Следовательно, при классификации специальных методов государственного управления по признаку способов реализации функций управления методов будет столько, сколько функций.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Реставрація ванн наливним акрилом http://remco.com.ua Реставрация ванн