Базовые компоненты процедуры оценки состояния реализации национальных интересов

На наш взгляд, обобщенная системная оценка НЕТ страны должна базироваться на идеях стратегического управления и включать следующие процедуры:

1) описание набора сценариев развития страны;

2) определение содержания НЕТ;

3) экспертная оценка существующего уровня реализации НЕТ;

4) оценка актуальности и приоритетности реализации НЕТ;

5) прогноз реализации НЕТ;

6) определение путей, ресурсов, формирования сценариев обеспечения реализации НЕТ и предупреждения / преодоления угроз реализации НЕТ;

7) выбор сценария реализации НЕТ.

При содержательной оценке общественно-политического процесса следует отказаться от описания сегодняшних политических интересов и ситуации, чтобы сконцентрировать усилия на изложении основных принципов и на их систематическом подражании. Чтобы соответствовать элементарном уровню теоретического знания оценивания должно опираться на сценарный подход, то есть на предположение о том, что события могут быть описаны с помощью определения: 1) ситуации, 2) социоэкономического и экономического пространства существования и развития ситуации во времени, 3) действенных сил ( актеров), 4) их интересов, намерений и целей, которые определяют ожидаемые результаты, 5) действий основных актеров, 6) возможных результатов и последствий, которые касаются всех других общественно-политических актеров. При этом события должны / могут описываться на глобальном, региональном и субрегиональном (государственном) уровне. С формальной точки зрения подобный сценарий состоит (моделируется) с помощью набора характеристических шкал и параметров. Каждый сценарий характеризуется определенным набором шкал и значений по соответствующим шкалам.

На уровне практического воплощения среди вероятных сценариев следует отделить следующие: наиболее неблагоприятный, наиболее благоприятный, наиболее вероятен. Наиболее неблагоприятный сценарий может использоваться для определения угроз национальным интересам страны. Его осуществление может быть маловероятным, если общество способно осознать эти угрозы и принять соответствующие меры для предотвращения развития событий по наихудшему сценарию. Лучший (наиболее благоприятный) сценарий может служить для привлечения внимания общества к возможностям общественного развития и для мобилизации усилий, благодаря чему вероятность экстремальных сценариев может измениться. Все это делает актуальным изучение ресурсных и мобилизационных возможностей общества и государства.

Формирование сценариев развития страны может использоваться как инструмент определения содержания, то есть перечень НЕТ страны. Формулировка НЕТ и их индикаторов должны базироваться на природном тезаурус управленческого персонала страны. Это исходным условием адекватного понимания их содержания при проведении оценочных исследований, а потому и надежности исходных данных и естественности перехода на третий уровень оценки НЕТ. На основе перечня НЕТ формируется содержательная структура НЕТ.

Описание сценария / сценариев развития страны также необходим для интерпретации актуального состояния реализации НЕТ и формирования реалистичного сценария обеспечения реализации НЕТ в будущем.

С помощью целенаправленного отбора экспертов можно проводить когнитивное моделирование различных вариантов сценариев развития, опираясь на ценностные ориентации актеров, уровень их попыток и влияния. Анализ восприятия состояния реализации и актуальности НЕТ представителями социальных субъектов, которые представляют основные конфликтные структуры общества и центры силы, будет отражать конфликтный сценарий развития страны. Оценивания, которое будет проводиться с участием экспертов-специалистов в каждой из сфер НЕТ, предоставит более нейтральную характеристику состояния реализации НЕТ. Учет приближения экспертов к различным уровням и центров власти / влияния будет отражать потенциал или возможность реализации определенных сценариев.

В связи с багатопараметричнистю НЕТ экспертную оценку состояния их реализации следует проводить с помощью многоуровневой системы индикаторов с использованием каскадной процедуры измерения. Первый уровень предоставляет обобщенную целостную оценку состояния реализации НЕТ. На втором уровне проводится детализированная экспертная оценка сфер и индикаторов НЕТ с помощью комплекса шкал субъективной оценки с учетом уровня знаний экспертами предметных областей. При переходе на второй уровень реконструкции структуры НЕТ существенно увеличивается количество показателей благодаря детализации описания НЕТ. Это приводит к громоздкости оценочных процедур. Преодоление этой сложности возможно благодаря применению каскадной процедуры, когда эксперты оценивают эти сферы и блоки НЕТ, в которых они считают себя специалистами.

На третьем уровне состояние НЕТ отображается с помощью системы индикаторов в натуральных измерениях, которые соответствуют физической природе конкретных НЕТ. То есть на третьем уровне оценки производится с помощью набора стандартных статистических и нормативных показателей, которые могут предоставлять государственные органы учета и статистики. На основе оценки состояния реализации всей системы / структуры НЕТ можно рассчитать иерархию состояния их реализации.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.