Анализ инфраструктуры фондового рынка

Инфраструктура финансовых рынков постоянно меняется, поскольку меняются сами рынки. Зафиксировать на долгое время определенную конфигурацию инфраструктуры как образцовую означает, что рано или поздно участники рынка перестанут ею пользоваться в случае существенного изменения конъюнктуры или в результате процесса адаптации национальных рынков к глобальным сетям. То есть «образцовой» модели не существует.

До введения в действие Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» модель инфраструктуры прямо определялась действующим Законом Украины «О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» и косвенно — другими специальными законами в сфере выпуска и обращения ценных бумаг (например такие законы Украины: «О Национальной депозитарной системе», «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине», «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» и т. д.).

Что касается инфраструктуры фондового рынка до введения в действие закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», то стоит отметить, что, во-первых, это так называемая оптовая модель (двухуровневая). Ее особенностью является то, что на верхнем уровне как торговой (биржи), так и учетной систем (депозитарии) участниками являются исключительно профессионалы — торговцы и / или хранители. Счета клиентов ведутся субъектами нижнего уровня системы, который, в отличие от континентальной Европы, дополнен еще одним субъектом — регистраторами владельцев именных ценных бумаг.

Во-вторых, основным учетным институтом действующей в Украине модели является хранители. Любые члены (участники) организатора торговли имеют доступ к депозитарию верхнего уровня только через открытие счета в ценных бумагах у хранителя. В Украине реализована, условно говоря, французская модель инфраструктуры, в то время как в США брокер фондовой бирже является прямым участником депозитария, обслуживающего данную биржу, и не обязан открывать счета в хранителя.

В-третьих, основным клиринговым институтом в Украине депозитарий. Это тоже согласуется с так называемой французской моделью, согласно которой центральный депозитарий ценных бумаг осуществляет клиринг «бумажный» (то есть на счетах в ценных бумагах), который в свою очередь является основанием для осуществления денежного клиринга и расчетов. Украинский депозитарий верхнего уровня имеет эксклюзив на получение лицензии от регулятора по производству расчетно-клиринговой деятельности, но он не может быть расчетным банком, то есть осуществлять функции денежного клиринга, перевода денег и тому подобное.

Итак, действующая модель является классическим вариантом реализации принципа «выделения», то есть функции каждого института четко разграничиваются, что в свою очередь призвано снизить риск инфраструктуры.

Так, в Украине структура фондового рынка до недавнего времени выглядела следующим образом:

организатор торговли (исключительно листинг, заключения соглашений, котировки и т. д.)

депозитарий (введение счетов в ценных бумагах хранителей, управляющими каковы торговцы — члены организатора торговли)

расчетный банк (ведение денежных расчетов торговцев-членов организатора торговли)

Однако, анализируя реальное состояние, можно сделать вывод, что принцип «выделения» в реальной рыночной практике не сработал частности из-за неопределенности функций и условий функционирования фондовых бирж.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.