Налоговое давление психологическая интервенция в средства массовой информации

Средства массовой информации, как известно, формируют общественное мнение, которое влияет в дальнейшем на политические и социально-экономические процессы в стране. Это имеет положительные последствия, если информационный материал объективно отражает реалии жизни и направлен на ускорение научно-технического и социального прогресса. Однако недостаточно достоверная информация или даже лживая наносит существенный ущерб обществу как материального, так и духовного характера. Примером такого влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения могут быть публикации о системе налогообложения в Украине.

Проблема системы налогов стала постоянно освещаться на страницах центральных и местных газет, журналов, в передачах по радио и телевидению с момента принятия Закона Украины «О системе налогообложения» (1991). Причем с самого начала журналисты в публикациях негативно относились к системе налогообложения в Украине. И в дальнейшем, с каждым новым нормотворческим актом: «Об акцизном сборе» (1992), «О подоходном налоге с граждан» (1992), «О налоге на добавленную стоимость» (1997) и другие, критическая «атака» то и дело усиливалась. Налоговой системе Украины стали присваивать такие оскорбительные эпитеты, как «фискальная», «угнетающее», «антигуманна», «антинародная» и даже «уголовное».

В психологическую антиналогового кампанию к журналистам присоединились ученые, стали считать, что главным детерминантом развития теневой экономики в Украине является уклонение от уплаты налогов. Такого мнения придерживается А. Турчинов , Н. Кероза и И. Кичко , В. Борозюк , А. Бунич , М. Камлык , Д. Голосниченко , и . Дульская и другие. Обобщил мнения ученых по этому поводу В. Пшонка: «По разным оценкам в виде налогов взимается 60-80% прибыли предприятий. Это формирует у украинских предпринимателей стремление уклонения от уплаты налогов» .

Интересны результаты исследований, проведенных в Украине Международной финансовой корпорацией летом 1996 Было опрошено 235 руководителей приватизированных и частных предприятий по налоговой системы. 80% опрошенных определили, что скрывают от налогообложения от 10 до 90% прибыли предприятия .

О значительном налоговое бремя, несут предприниматели Украины, высказались в своих выступлениях на страницах газет и журналов и такие государственные деятели, как В. Пинзеник , В. Ющенко , Ю. Кравченко и другие.

Для выявления сущности вопрос «угнетающего» налогообложения в Украине нужно, во-первых, установить размер совокупного налогового давления на предпринимательскую структуру, а во-вторых, сравнивать его с ведущими цивилизованными странами мира.

Для расчета совокупной налоговой нагрузки на одну среднестатистическую предпринимательскую фирму Украине применим метод адекватной единицы показателей. Для этого существующие нормативы налогообложения прибыли и фонда заработной платы приведем в базу обложения НДС, то есть к объему валового дохода фирмы. Поэтому определим удельный вес каждой базы среднестатистической фирмы:

При сравнении налоговой нагрузки на среднестатистическую фирму Украины с другими странами можно сделать вывод, что оно находится в пределах оптимального. Поэтому для налоговой системы Украины применение эпитетов «угнетающее», «антинародная» и других совершенно не уместно. Однако почему именно у журналистов сложилось такое негативное мнение относительно налоговой системы Украины. Для выяснения этого вопроса нами был проведен социологический опрос 22 журналистов газет «Дело», «Момент истины» и «Ратуша». Результаты социологического опроса представлены в таблице 4.

Результаты опроса журналистов показали, что они в основном попали под влияние работников коммерческих структур. Частные беседы с руководителями фирм малого и среднего бизнеса свидетельствуют, что они сами не рассчитывали совокупная налоговая нагрузка, но считают, что оно слишком велико. Его нужно свести к минимуму, так как у фирмы маленькую прибыль.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.