Методы государственного управления экономикой часть 4

Классификация методов можно проводить по следующим признакам: субъектным составом, по уровням хозяйствования, с позиций влияния субъекта на объект управления, с позиций организации государственного управления, за процедурной основой (разработка и принятие решений).

Управленческая деятельность осуществляется работниками различных категорий: представители административной власти, специалисты, вспомогательный (обслуживающий) персонал . В этой связи (по субъектному составу) возможно выделять методы управления представителей административной власти, специалистов.

Если основой классификации выступают уровни хозяйствования, то можно выделить методы управления цехом, предприятием, хозяйством, отраслью, экономическим районом.


золотая виза

С позиций влияния субъекта на объект управления можно выделить следующие общие методы: подготовки и принятия решений, планирования, организации и контроля их выполнения, мотивацию управленческой деятельности. Специфические методы субъекту управления позволяют осуществить управляющее воздействие на объект управления, причем от характера воздействия зависит совокупность методов управления. К специфическим методам воздействия субъекта на объект управления можно отнести: правовые, организационные, распорядительные, психологические, методы стимулирования. Их применение зависит от определенной сферы государственного управления. Например, если осуществляется государственное управление кадровой подсистемой, приоритет отдается психологическим методам и методам стимулирования, хотя используются и организационные, распорядительные, правовые. Если государство управляет подсистемой, выделенной по отраслевому или территориальному признаку, то правовые, организационные и распорядительные методы позволят лучше решить поставленные задачи.

С позиций влияния субъекта на объект управления можно выделить следующие методы:

— Воздействия на материальный интерес производителей. Их также иногда называют экономическими методами. Но, в этом случае, имеются в виду экономические методы, влияющие на материальный интерес, а не вытекают из действия объективных законов. Методы, влияющие на материальный интерес могут противоречить экономическому закону (например, субсидии нетрудоспособным). А метод, опирающийся на экономический закон, может противоречить материальном интереса (например, высокие ставки налогов). Чтобы можно было различить, методы воздействия на материальный интерес называют методами материальной мотивации;

— Методы моральной мотивации (социально-психологические методы опираются на законы философии, социологии, психологии);

— Методы принуждения. С их помощью осуществляется воздействие, которое опирается на реальный принуждение или потенциальную возможность его применения.

С точки зрения организации государственного управления можно выделить: единоличный метод, коллегиальный, коллективный, комбинированный.

Неотъемлемой частью государственного управления является процесс разработки и принятия решений. Поэтому выделяют регламентарные метод, с помощью которого разрабатываются процедуры принятия управленческих решений . Регламентарные метод представляет собой средство описания порядка выполнения управленческих решений, распределения управленческих задач между исполнителями. Регламент определяет последовательность выполнения управленческих задач и условий их решения Под ним понимают установление совокупности правил, которые определяют структуру, функции и порядок деятельности субъектов управления.

Регламент может включать следующие составляющие:

— Организационную структуру управления;

— Распределение прав и обязанностей между сотрудниками и руководителями, перечень полномочий органов управления;

— Порядок решения служебных и других вопросов деятельности учреждения;

— Порядок разрешения споров между сотрудниками, между органами управления;

— Конкретные процедуры принятия решений по отдельным производственных, финансовых, социальных и других вопросов;

— Ответственность руководителей на всех уровнях управления;

— Меры по материальному, моральному, административно-правовой защиты прав и полномочий органов управления, подразделений, служб и отдельных сотрудников;

— Порядок внесения изменений и дополнений в регламент управления заведением.

Решения, выработанные в процессе применения регламентарных метода, могут быть следующие формы: обязывающего (что предписывает произвести определенные действия); запрещающие (что включает в себя запрет совершить определенные действия); уполномочивая (содержащие возможность действовать в пределах нормы по своему усмотрению); рекомендующей (содержащие совет о возможных способах действия); Устанавливая (которые устанавливают правила поведения, но без их обязательности или отрицание). Кроме того, выделяют формы разового распоряжения, приказа.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.