Методы государственного управления экономикой часть 6

Сущность механистической концепции состоит в том, что экономический рост должен быть уравновешенным или неуравновешенным. Во уравновешенным ростом понимается движение всех отраслей экономики сразу, одновременно в довольно постоянной прогрессии, что ориентируется на повышение спроса (Юнг, Хартуэлл). Если движение прибыльный сектор экономики передается неприбыльным секторам; с определенного момента экономический рост напоминает гонку за лидером (Шумпетер, Ростоу), имеется в виду неуравновешенный рост.

Применение маржиналистского подхода к проблемам экономического реформирования проявилось в разработке сложной системы измерения параметров экономического роста (Эдвард Денисон). Так, факторы, которые определяют экономический рост условно делят на две группы: физические (труд и капитал), другие, делятся на четыре субкатегории, связанные с развитием производительности. Такой подход позволяет сделать количественную оценку параметров роста, но усложнена разработка мер экономического реформирования.

Структурная концепция экономических преобразований состоит в том, что экономический рост отражает развитие и упадок отраслей производства, непрерывный перераспределение труда и капитала между секторами экономики и регионами. Экономическое развитие зависит не только от изменения экономической структуры, но и от инноваций. Причем инновации понимаются и в материальном и в моральном смыслах. Главная идея структуралистов состоит в следующем: различные отрасли и подотрасли экономики отмирают и возрождаются в зависимости от спроса на их продукцию. В этом — залог гибкости и динамизма экономики. Следует заметить, что практика экономических преобразований во многих странах подтверждает выводы структуралистов.

Для Украины особенно актуальна структурная концепция, которая позволяет подробно исследовать динамику экономических изменений в каждом структурном элементе экономики — отрасли, подотрасли, административно-территориальные единицы. Именно структурная концепция обусловила монетарный характер реформирования и, отсюда, — выбор соответствующих методов государственного управления: контроль за оборотом денежной массы, сдерживания доходов населения, уменьшение дефицита внешней торговли, сокращение расходной части бюджета.

Удачным примером применения монетарных методов по сходных с Украиной политических условий государства пример Испании. Эти методы государственного управления были использованы как составная часть пакта Монклоа по структурной перестройке хозяйства и регулирования внутреннего рынка. Структурные преобразования происходили сначала в финансовой сфере, в системе налогообложения, в энергетике, сельском хозяйстве с активным привлечением иностранного капитала.

Применение монетарных методов не всегда предоставляет положительные результаты. Так, в 1969 — 1970 рр. Инфляция в США была сокращена с 6 до 5% путем замедления темпов роста денежной массы с 8 до 3%, но это привело к спаду производства на 5,8%. В 1979 — 1980 рр. Монетаристские меры привели к спаду производства на 8,3% . Мировой опыт доказывает, что реформирование, основанное на преимущественном использовании монетаристских методов, не в состоянии решать задачи развития в целом. Специфика развития Украины обусловливает преимущественную ориентацию в развитии на собственно товаропроизводство.

Применение такого экономического метода как создание специальных (свободных) экономических зон способствует развитию отечественного товаропроизводства, оживлению хозяйственных связей. Функциональное назначение свободных экономических зон состоит из обеспечения наиболее рационального режима хозяйствования, а также создание условий максимального использования преимуществ рыночного хозяйства, особенно привлечение иностранных инвестиций и организации с их помощью конкурентоспособных экспортоориентированных производств.

Именно такую цель ставили перед собой идеологи создания свободных экономических зон в Китае. Политика многоступенчатой открытости воплотилась в четыре формы открытых территорий: специальные экономические зоны, открытые приморские города, зоны технико-экономического развития и беспошлинные зоны. В 1980 году на таких принципах были сформированы четыре особых экономических района: в Шеньджени, Чжухае, Шаньтоу, провинции Гуандун и Сямэнь в провинции Фуцзянь. Эти районы расположены в очень удачных с экономической и политической точки зрения для их развития местах: рядом с морским портом Макао, находившийся под юрисдикцией Португалии и имел проблемы с рабочей силой, наряду с новой индустриальной страной — Гонконгом (в Китае его называют Сянганом). Для привлечения средств иностранных инвесторов были установлены существенные льготы по налогообложению, взысканию пошлины, использованию земли, найма рабочей силы, осуществлению валютных операций.

Первой ласточкой процессов создания свободных экономических зон в Украине была экспериментальная свободная экономическая зона «Сиваш» в Крыму (согласно Закону Украины «О некоторых вопросах валютного регулирования и налогообложения субъектов экспериментальной экономической зоны» Сиваш "от 23.02.1996 г...). Кроме нее отснятых или находятся в состоянии становления экономические зоны в Донецкой, Закарпатской областях, «Яворов» и «Курортополис — Трускавец» в Львовской области, «Славутич» в Киевской, Луганской областях.

По подсчетам специалистов, норма прибыли в свободной экономической зоне в Украине в среднем составляет 30-35%, а в азиатских странах — более 40%, сроки окупаемости капиталовложений сокращаются в 2 — 3 раза . Среди групп льгот применяются такие: снижение ставок налогообложения прибыли предприятий, ускоренная амортизация основных фондов, освобождение фонда оплаты труда от различных начислений, снижение тарифов и упрощения торговых операций во внешнеэкономической деятельности. Например, Указом Президента Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития Луганской области» предусмотрено создать благоприятные условия для развития таких городов, как Брянка, Первомайск, Стаханов. В течение тридцати лет будет действовать специальная зона с льготными условиями налогообложения. В частности, в течение пяти лет эти города не будут платить налог на добавленную стоимость и пошлина на ввоз оборудования и оборудования. На три года территории освобождаются от взимания налога на прибыль (при условии, что предприятие, которое организуется, имеет инвестиции не менее миллиона долларов США), а следующие четвертый, пятый и шестой годы предприятия будут платить налог с прибыли в размере 50%. Кроме того, предприятия, имеющие соответствующую инвестиции, освобождены от отчисления средств в Инновационный фонд и Фонд занятости. На них будет распространяться льготный режим кредитования .

Неэкономические законы общественного производства можно условно разделить на три группы: связанные с техникой, с людьми как элементами производительных сил, с социальными отношениями (политическими, национальными, семейными). Согласно этим законам выделяют методы управления техникой, людьми, социальные методы государственного управления. Среди социальных особое место занимают методы государственной деятельности: политического строительства; воздействия на семейную политику; методы, используемые национальной политикой.

По характеру воздействия на объект управления выделяют методы прямого (непосредственного) и непрямого (опосредованного) воздействия. К методам прямого воздействия при осуществлении государственного управления экономикой можно отнести правовые. Определение административных методов как методов прямого воздействия основывается на таких рассуждениях.

Государство влияет на экономические процессы через право. В свою очередь, содержание права определяется экономическими условиями определенного общественного устройства. С другой стороны, право путем обратной связи, с учетом экономических законов влияет на экономику, выступает как регулятор общественных отношений. Правовое регулирование экономики государство осуществляет в двух формах: правотворческой и правоприменительной.

Правотворческая форма предполагает деятельность государства, направленная на выработку, издание, совершенствования нормативных актов. Результат правотворческой деятельности — законные и подзаконные акты. Основным законом Украины, как и любого демократического государства, является Конституция. Правоприменительная деятельность государства состоит из применения норм права. Она осуществляется путем организации выполнения законных и подзаконных актов, охраны от правонарушений. Реализацию норм права осуществляют органы исполнительной власти, должностные лица. Решение вопросов нарушения норм права осуществляют органы судебной власти — Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

В процессе управления экономикой возникают различные общественные отношения, требующие урегулирования с помощью правоприменительной деятельности норм соответствующих отраслей права: административного, финансового, трудового, гражданского и других. В соответствии с потребностями независимого демократического государства право выполняет активную регулирующую функцию. Каждая отрасль права в разной степени регулирует общественные отношения в экономической сфере, что объясняется разным предметом регулирования. При осуществлении государственного управления экономикой широкий влияние оказывают нормы административного права, которые регулируют многообразные отношения, возникающие в процессе государственного управления различными сферами общественных отношений, в том числе — экономическими. Содержание норм раскрывает административно-правовой аспект управления экономикой. Через них проявляется активно-организующая, регулирующая роль административного права как одного из средств реализации экономических функций государства. Отсюда — возможно определить преждевременности бытующего мнения о практической нецелесообразности использования административных методов с развитием рыночных отношений .

В системе административно-правовых норм можно выделить нормы, которые закрепляют принципы государственной службы в органах государственного управления, порядок ее прохождения, правовой статус (права и обязанности) государственных служащих. Так, государственная служба в Украине регулируется Конституцией Украины, Законом Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 года, указами Президента Украины, правительственными актами. 2 апреля 1994 Организационно сформировано Главное управление государственной службы при Кабинете Министров как центральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение государственной политики в сфере государственной службы и функциональное управление ею. Указом Президента Украины «Об изменениях в системе органов исполнительной власти» эта структура переименована в Главное управление государственной службы Украины. Согласно концепции административной реформы в Украине оно должно занять ведущее место в организации кадрового обеспечения государственных органов, в разработке и координации мероприятий по повышению эффективности государственной службы. Кадрового обеспечения государственной службы способствует ряд учебных заведений: Академия государственного управления при Президенте Украины, 9 высших учебных заведений университетского уровня в Киеве, Днепропетровске, Днепродзержинске, Донецке, Луганске, Ивано-Франковске, Тернополе, Одессе, Харькове, 27 региональных центров, 46 отраслевых учреждений последипломного образования.

Кроме указанного выше, нужно выделить группу норм административного права, которые устанавливают административную ответственность за правонарушения в сфере экономики.

Есть нормы административного права, устанавливающие организационный порядок разрешения конкретных дел в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Это — процессуальные нормы административного права, которые регулируют юрисдикционную и другую деятельность органов государственного управления, принятия и выполнения управленческих решений.

К методам косвенного воздействия относят экономические и социально-психологические методы. При этом следует заметить, что понятие «экономические методы» и «методы, выделенные согласно требованиям экономических законов» тождественны.

В зависимости от концепции государственного вмешательства в развитие экономики органы государственного управления отдают предпочтение прямым или косвенным методам и соответствующим механизмам реализации. Например, в ст.15 Закона Украины «О предпринимательстве» законодательно закреплена свободная конкуренция между предпринимателями, защиту потребителей со стороны государства от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.