Однако основной вопрос этой публикации заключается в том, всегда налоги были необходимым атрибутом государства часть 6

XIX — начало ХХ века, ознаменованы бурным развитием производительных сил и, на этой основе, изменениями в политической системе общества, вносят свои коррективы в налогообложение. И необходимо подчеркнуть, что они не менее революционными. Прежде всего нужно обратить внимание на то, что в большинстве стран в этот период проходит или полное уничтожение или существенное ограничение монархии. Переход от абсолютизма к представительной формы государственного правления означал, что новое государство просто не может иметь домен. Даже при наличии значительного имущества в выбранных руководителей, использование его части на общественные нужды невозможно хотя бы потому, что представительная власть была периодически изменяемой. Последнее никак не стимулирует использование собственного имущества чиновников на нужды государства в отдельные периоды. Казенное же предпринимательство пришло в упадок из-за неэффективности монополий, их неспособность обеспечивать технический прогресс, вызванный отсутствием серьезной конкуренции в соответствующих отраслях производства. Это существенно ограничило возможности аккумуляции финансовых ресурсов через систему регалий. Вместе с тем расширились функции государства. Технический прогресс освободил миллионы рабочих. Армия голодных грозила социальным взрывом. Помимо обеспечения внешней и внутренней (судебного и полицейского) защиты, возникла проблема социальной защиты и социального обеспечения населения. Усиление проявлений циклического характера воспроизводства диктовали необходимость государственного регулирования экономических процессов. Все это требовало дополнительных расходов на фоне сокращения доменеальних доходов и регалий. Единственным решением проблемы остаются налоги. Именно поэтому с XIX века они начинают захватывать доминирующие позиции среди государственных доходов. В таком амплуа они существуют и по сей день. Развития налогов способствовал еще и промышленный переворот, который стимулировал рост хозяйственной деятельности и на этой основе, дифференциацию источников доходов граждан (ведь для налогообложения необходимо по крайней мере наличие объектов). Если до XIX века можно было говорить лишь об имущественном и душевое налогообложения, то в следующий исторический период появляются граждане, «специализируются» на получении доходов из новых источников: помимо доходов от земли, значительно возрастают доходы от торговли, промышленности, домовладения, ценных бумаг. Появляется целый класс, который имеет источником существования заработную плату. «Вместе с этим дифференциацией доходных источников дифференцируются и способы налогообложения ...» .

Именно в этот период особенно активно створуються аппараты специальных государственных служб, в том числе и фискальных. По нашему мнению, этот факт можно опять связывать же с временностью представительных чиновников. Ведь каждая смена политического руководства на первых этапах серьезно угрожала эффективности и бесперебойности работы государственной машины. В случае с фискальными службами это вызывало перебои в финансировании государственных расходов. Никакие политические силы в любой стране, сменяли друг друга у власти, не были заинтересованы в этом. Ведь это существенно влияло на срок их властвования и нарушало имеющиеся меркантильные интересы групп и отдельных их лидеров. Поэтому нужно создать неизменяемый (в зависимости от избирательного цикла) административный аппарат, задачей которого было бы «оперативное и компетентное проведение в жизнь решений любой группы политических лидеров -» избранников нации "" . Эта задача, хотя и не в полной мере удалось решить на Западе. В странах же Восточной Европы (и особенно — в постсоветских) результаты очередных выборов часто означают значительные изменения в административном аппарате государственной службы, в том числе ее фискальных подразделений. И все же такие факты могут рассматриваться как частные случаи, не имеют решающего влияния на основные тенденции в организации процессов государственного управления и взыскания налогов. Поэтому можно говорить о том, что наиболее общие подходы к решению указанных проблем одинаковые в различных современных государствах.

Изложенное дает основания выделять третий этап развития налогов и налогообложения, по времени начала приходится на XIX века и продолжается по сей день. Его главной особенностью является превращение налогов на основной доход государственного бюджета и вступления регулирующих свойств относительно социально-экономических процессов, быстрое развитие структурированной системы фискальных служб.

Выводы. Таким образом, как видно из этой краткой попытки исторически ретроспективного анализа, периодизация развития налогов и налогообложения не является решенной проблемой. В этой статье предлагается лишь один из подходов, что, по нашему мнению, несколько систематизирует исторический материал и позволяет выделить наиболее общие тенденции развития налогов и налогообложения на основе характеристики трех основных временных периодов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.