Методы государственного управления экономикой часть 5

Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления чего . В переводе с греческого, метод управления — это способ исследования.

Впервые метод управления как общую проблему было выделено С. Е.Каменицером . С тех пор продолжаются теоретические исследования проблемы метода управления. С позиций административного права, метод управления отвечает на вопрос, как, каким способом реализуются задачи управленческой деятельности .

Во времена авторитарного государственного режима бывшего Советского Союза метод управления отождествлялся с методом деятельности органа управления и связывался только с деятельностью государства . Кроме этой точки зрения, существовало мнение относительно метода управления как способа осуществления функции . Такое определение, с точки зрения Г. Х.Попова, верно потому, что акцентирует внимание на способе управления . С нашей точки зрения это определение ограничено: метод управления связывается только с функциями, отсюда — закономерный вывод о том, что могут быть не методы управления, а методы реализации функций управления.

Дальнейшие теоретические исследования понятия «метод управления» показали, что конкретно метод управления можно определить как совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия, организации и контроля исполнения управленческих решений, которые принимаются участниками управленческого процесса . Но, если объект управления — социально-экономические отношения, а субъект — Верховная Рада, определяет основы внутренней политики (ст.85 п.5 Конституции Украины), или Кабинет Министров, который обеспечивает ее проведения (ст.116 п .3 Конституции Украины), то понятие метода управления требует дальнейшего углубления.

Методы управления представляют составную часть управленческого механизма. Кроме методов, к составным частям механизма входят закономерности и принципы взаимодействия субъекта и объекта управления. Причем характер закономерностей и принципов зависит от конкретных условий развития общества, а методы, которые применяются — от стратегии социально-экономических преобразований.

Методы включают в себя совокупность приемов, операций, процедур осуществления управленческой деятельности, определенный порядок взаимодействия субъекта и объекта управления. Социальная направленность государственного управления обусловливает необходимость принятия таких решений, в которых были бы учтены потребности населения, наряду с требованиями управления.

Универсальными методами государственного управления определяют убеждение и принуждение. Именно из-за них рекомендуют определять содержание и конкретное проявление других методов, классификация которых приведена ниже . Невозможно не согласиться с тем, что методы (убеждение, принуждение) отражаются через права и обязанности, подчеркивают властность управления. Но, с развитием рыночных отношений приобретает значение не только властная, но и организующая, регулятивная деятельность органов государственного управления. Поэтому целесообразно подробнее исследовать те методы, которые позволяют осуществлять властную, распорядительную и организующую, регулятивную деятельность.

Классификация методов государственного управления может происходить на следующих принципах:

— По масштабу применения;

— С позиций влияния субъекта на объект управления;

— С точки зрения организации управления.

По масштабу применения выделяют общие (общесистемные) и специальные (локальные) методы.

Общие методы используют во всех сферах государственного управления экономикой, на всех уровнях государственного управления (например, методы планирования, организации, методы контроля, стимулирования). Специальные методы используются в зависимости от сферы государственного управления экономикой (например, методы воздействия на кадровый потенциал психологические, методы опрос, интервьюирование).

Общие (или общесистемные) методы возможно, в свою очередь, классифицируется:

— Различных групп объективных законов (экономических и неэкономических законов общественного производства);

— По характеру воздействия (прямые, осуществляются посредством принятия законодательных актов, административно и косвенные, основанные на использовании различных экономических рычагов).

Рассмотрим подробнее методы, выделенные согласно требованиям экономических законов. Их можно отнести также к косвенным, опосредованных: ценообразование, самофинансирования, налогообложения, проценты по кредитам, инвестирования, льготы, субсидирование, государственный заказ. Значение этих методов увеличивается с вступлением обороты процессами демократизации общественной жизни.

Бытовало мнение о том, что экономика сама регулируется, что государство не вмешивается в регулирование экономических процессов. Это проявилось в первые годы развития Советского Союза, формированием экономических отношений времен «свободного рынка» Адама Смита. Ведь экономика сама регулировалась только в древности. В США сегодня масштабы государственного регулирования значительны. Государство влияет на ценообразование, заработную плату, доходы предприятий, ставку банковского процента по кредитам, на качество и объемы (применение квот в сельском хозяйстве). В странах Европейского Союза степень государственного вмешательства еще выше.

Выбор совокупности экономических методов зависит не только от характера реформирования — быстрого (например, Польша) или постепенного (Чехословакия с «бархатной» революции), но и от концептуальных подходов, избраны, до самого характера реформирования.

Выделяют де-несколько концепций экономических преобразований: механистическая, маржиналистская, структурная .

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.