Методы государственного управления экономикой часть 4

Классификация методов можно проводить по следующим признакам: субъектным составом, по уровням хозяйствования, с позиций влияния субъекта на объект управления, с позиций организации государственного управления, за процедурной основой (разработка и принятие решений).

Управленческая деятельность осуществляется работниками различных категорий: представители административной власти, специалисты, вспомогательный (обслуживающий) персонал . В этой связи (по субъектному составу) возможно выделять методы управления представителей административной власти, специалистов.

Если основой классификации выступают уровни хозяйствования, то можно выделить методы управления цехом, предприятием, хозяйством, отраслью, экономическим районом.

С позиций влияния субъекта на объект управления можно выделить следующие общие методы: подготовки и принятия решений, планирования, организации и контроля их выполнения, мотивацию управленческой деятельности.
Хотите недорого обставить квартиру мебелью? Заказывайте мебель hofo ua в Украине.

Специфические методы субъекту управления позволяют осуществить управляющее воздействие на объект управления, причем от характера воздействия зависит совокупность методов управления. К специфическим методам воздействия субъекта на объект управления можно отнести: правовые, организационные, распорядительные, психологические, методы стимулирования. Их применение зависит от определенной сферы государственного управления. Например, если осуществляется государственное управление кадровой подсистемой, приоритет отдается психологическим методам и методам стимулирования, хотя используются и организационные, распорядительные, правовые. Если государство управляет подсистемой, выделенной по отраслевому или территориальному признаку, то правовые, организационные и распорядительные методы позволят лучше решить поставленные задачи.

С позиций влияния субъекта на объект управления можно выделить следующие методы:

— Воздействия на материальный интерес производителей. Их также иногда называют экономическими методами. Но, в этом случае, имеются в виду экономические методы, влияющие на материальный интерес, а не вытекают из действия объективных законов. Методы, влияющие на материальный интерес могут противоречить экономическому закону (например, субсидии нетрудоспособным). А метод, опирающийся на экономический закон, может противоречить материальном интереса (например, высокие ставки налогов). Чтобы можно было различить, методы воздействия на материальный интерес называют методами материальной мотивации;

— Методы моральной мотивации (социально-психологические методы опираются на законы философии, социологии, психологии);

— Методы принуждения. С их помощью осуществляется воздействие, которое опирается на реальный принуждение или потенциальную возможность его применения.

С точки зрения организации государственного управления можно выделить: единоличный метод, коллегиальный, коллективный, комбинированный.

Неотъемлемой частью государственного управления является процесс разработки и принятия решений. Поэтому выделяют регламентарные метод, с помощью которого разрабатываются процедуры принятия управленческих решений . Регламентарные метод представляет собой средство описания порядка выполнения управленческих решений, распределения управленческих задач между исполнителями. Регламент определяет последовательность выполнения управленческих задач и условий их решения Под ним понимают установление совокупности правил, которые определяют структуру, функции и порядок деятельности субъектов управления.

Регламент может включать следующие составляющие:

— Организационную структуру управления;

— Распределение прав и обязанностей между сотрудниками и руководителями, перечень полномочий органов управления;

— Порядок решения служебных и других вопросов деятельности учреждения;

— Порядок разрешения споров между сотрудниками, между органами управления;

— Конкретные процедуры принятия решений по отдельным производственных, финансовых, социальных и других вопросов;

— Ответственность руководителей на всех уровнях управления;

— Меры по материальному, моральному, административно-правовой защиты прав и полномочий органов управления, подразделений, служб и отдельных сотрудников;

— Порядок внесения изменений и дополнений в регламент управления заведением.

Решения, выработанные в процессе применения регламентарных метода, могут быть следующие формы: обязывающего (что предписывает произвести определенные действия); запрещающие (что включает в себя запрет совершить определенные действия); уполномочивая (содержащие возможность действовать в пределах нормы по своему усмотрению); рекомендующей (содержащие совет о возможных способах действия); Устанавливая (которые устанавливают правила поведения, но без их обязательности или отрицание). Кроме того, выделяют формы разового распоряжения, приказа.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.