Исследование управления ассортиментом и качеством товаров в торговом предприятии

Исследование проводилось на основе использования вторичной информации по результатам деятельности ООО «Дуэт» и первичной информации, полученной путем проведения опроса, анкетирования сотрудников и покупателей. Для анализа были использованы в совокупности методы: SWOT-анализ, матрица БКГ, АВС и ХУZ-анализ.

Матрица БКГ позволила осуществить группировки товаров посредством рекомендованных критериев ранжирования. По результатам анализа 21% ассортимента товаров составляют «Звезды», которые приносят основную прибыль предприятию, 61% — «Трудные дети», которые являются наиболее перспективными товарами и характеризуются высоким спросом; 16% — «Дойные коровы» и только 2% — «Собаки». Результаты свидетельствуют о недостаточно эффективное управление ассортиментом товаров на предприятии. Анализ позволил сделать вывод, что товары категории «Трудные дети» также недостаточно сбалансированными.


вот такой

АВС-анализ позволил определить долю конкретных товарных классов в общем объеме продаж и распределить их по уровню рентабельности. Товары класса А составляют 62% от объема продаж, на класс В приходится 26%, класс С — 12%. Следовательно, ассортимент пива в ЧП «Дуэт» составляют: 21% — наиболее рентабельные товары; 26% — менее рентабельные товары и 12% — товары с низким уровнем рентабельности.

Сущность ХУZ-анализа заключается в структуризации потребления товаров по факторам стабильности потребления и возможности его предвидения. При этом потребление товаров из группы Х имеет постоянный характер, изменчивость случайна (до 20% в год), недельная предсказуемость потребления определенного товара составляет более 95%. Группа В характеризуется определенными тенденциями потребления или изменчивость (20-50% в год), недельная предсказуемость потребления — не менее 70%. Потребность в группе Z является стохастической, изменчивость потребления составляет более 59% в год, воскресная предсказуемость — менее 70%.

Важным этапом формирования товарного ассортимента выступает диагностика его конкурентоспособности. Согласно проведенному анализу, среднюю потенциальную конкурентоспособность имеют все товары, потому что в состав ассортимента ЧП «Дуэт» входят товары, которые можно отнести к брендам.

Оценка товарного риска показала, что факторы непосредственного товарного риска составляют 15 баллов, объективные факторы, имеющие косвенное влияние на уровень товарного риска (политико-правовой и экономический риски) — 13 баллов; субъективные и объективные факторы, имеющие косвенное влияние на уровень товарного риска (социально-демографический, научно-технический, рыночный, закупочный, сбытовой, инновационный риски) — 27 баллов. Таким образом, почти все марки товаров находятся в зоне допустимого риска, в зоне критического риска находится лишь торговая марка «Славутич».

Оценка социально-экономической эффективности в ЧП «Дуэт» была проведена с помощью системы количественных и качественных показателей. Интегральный показатель социальной эффективности имеет средний уровень и составляет 37,04 балла. Интегральный показатель экономической эффективности тоже имеет средний уровень и составляет 39,14 баллов.

Таким образом, на основе проведенного анализа управления ассортиментом и качеством товаров в ЧП «Дуэт», были разработаны следующие рекомендации на основе маркетинга:

— Обеспечить большую сбалансированность товарного портфеля, увеличить количество рентабельных товаров путем внедрения комплексной системы управления ассортиментом и качеством товаров (КСУЯТ), соединяющей следующие функциональные системы: систему управления товарным ассортиментом (Суту), систему управления жизненным циклом товаров (СУЖЦТ), систему управления качеством и конкурентоспособностью товаров (СУЯКТ), систему маркетингового товарного аудита (Смита) и систему формирования стратегии управления ассортиментом и качеством товаров; использовать конкурирующую стратегию: по активности до начала конкурентной борьбы — опережающую стратегию и стратегию окружения; по активности в ходе конкурентной борьбы — стратегию распыление внимания и стратегию «Партизанской войны»; по активности по предотвращению конкурентной борьбы — стратегию обхода конкурентов и стратегию противодействия.

— Большее внимание следует уделять информационным ресурсам, сбытовой политике и политике продвижения.

Если предприятие в своей деятельности будет придерживаться указанных предложений, оно имеет возможность повысить прибыльность своей деятельности в долгосрочной перспективе.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.