Направления дальнейшего совершенствования подсистемы прямого налогообложения в украине

Одним из самых действенных рычагов регулирования развития экономики является прямое налогообложение. Вместе с тем, как зазначно в Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2003 году», налоговая система страны имеет ярко выраженный фискальный характер, а ее регулятивный потенциал используется крайне неэффективно.

Экономика Украины имеет много нерешенных проблем: низкий уровень внедрения инноваций, неудовлетворительная система сопровождения инвестиционных проектов, ориентация на устаревшие затратные технологии с целью максимизации прибыли. Почти 40% субъектов хозяйствования задекларировали убыточность, средний уровень рентабельности промышленной деятельности не превышает 4%. Экспортно предприятия сделали ставку на получение дохода за счет поддержания конкурентоспособности собственной продукции на основе ценовой составляющей, ставит развитие таких предприятий под угрозу негативных мирохозяйственных тендеций. Имеют также место факты уклонения от налогообложения.


татуаж бровей

В этих условиях, как показывает мировая практика, необходимой и целесообразной представляется реализация мер государственного регулирования, ориентированных на применение преимущественно системы «встроенных регуляторов», основным звеном которой являются прямые налоги.

Через налоги могут регулироваться основные макроэкономические процессы и пропорции. Благодаря налогам происходит перераспределение в пространстве и времени значительной части произведенной стоимости. Налоги также непосредственно влияют на результаты экономической деятельности плательщиков, поэтому налоговая политика может либо заинтересовать (стимулировать) плательщиков работать в определенных отраслях и на определенных территориях, или нет. Неудивительно, что потенциал налоговой системы как «встроенного регулятора» активно используют все страны, в том числе в целях обеспечения устойчивого экономического развития.

Сравнение существующих систем налогообложения граждан в ЕС и Украине обнаруживает много противоречий, которые должны быть решены в ближайшее время. Средняя ставка в Украине подоходного налога с физических лиц в 1998—2002 годах — 16,5%, в 2003 гг. — 13%, а в европейских странах — не менее 30%. Однако Украина не имеет возможности применять сегодня большие ставки налога, поскольку доходы населения, даже несмотря на рост номинальной зарплаты в течение последних лет, очень низкие.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.