Механизм финансового выравнивания местных бюджетов сущность, структура, функции часть 2

Вместе с тем следует отметить, что механизма финансового выравнивания присущи некоторые черты других механизмов. С. И.Юрий и другие называют черты финансового механизма, касающиеся бюджетного механизма . Экстраполировав их на характеристики механизма финансового выравнивания, к общему можно включить: механизм финансового выравнивания, является составляющей общей системы управления экономикой, регулируя функционирования определенной сферы объективно существующих общественных отношений; с одной стороны, обусловлен существованием этих отношений, с другой — механизм финансового выравнивания реально влияет на них; с развитием рыночных отношений меняется и совершенствуется механизм финансового выравнивания.

С помощью механизма финансового выравнивания государство регулирует отношения по созданию, распределению, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов (в составе государственного и местных бюджетов). Хотя в некоторых странах (в том числе в Украине) такие фонды институционально НЕ оформляются, это не отрицает сказанное, поскольку для предоставления трансфертов используются средства, переданные из других бюджетов, или — в случае их недостаточности (что бывает чаще) — за счет общих поступлений бюджета — поставщика. То есть фактически происходит создание такого фонда, и далее — другие процессы: распределения, перераспределения и использования.

Регулирование развития территорий на основе использования механизма финансового выравнивания происходит, в первую очередь, путем предоставления целевых межбюджетных трансфертов, а именно субвенций на выполнение инвестиционных проектов, имеет целью развитие местной социально-экономической инфраструктуры. Впрочем, нельзя однозначно разграничить межбюджетные трансферты по их функциональному назначению: финансового обеспечения или финансового регулирования. Одни и те же межбюджетные трансферты одновременно выполняют функцию обеспечения деятельности органов управления и влияют на социально-экономическое развитие определенной территории. Это происходит путем прямого и косвенного влияния на состояние местной экономики как государственного, так и частного ее секторов.

В теории государственных финансов при рассмотрении механизма финансового выравнивания различают направления его применения для вертикального / горизонтального финансового выравнивания, для выравнивания доходов / расходов местных бюджетов . При этом вертикальное финансовое выравнивание, так же как и горизонтальное, может направляться только на выравнивание доходов или расходов, или же одновременно обеих сторон местных бюджетов. Так же, выравнивание доходов и расходов местных бюджетов может быть горизонтальным или вертикальным. Как показывает опыт других стран, не существует некой идеальной модели механизма финансового выравнивания, которая была бы приемлема для всех стран. Конкретные механизмы финансового выравнивания строятся исходя из уровня децентрализации бюджетно-налоговой системы, объема полномочий местных органов власти, политического выбора между эффективностью и равенством , глубины и масштабов межтерриториальных диспропорций.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.