Налоговое регулирование

Налоговое регулирование является объективным и логичным продолжением регулирующей функции налогов, которая заключается во всестороннем воздействии налогообложения на социально-экономические процессы, происходящие в государстве. Целью такого регулирования является применение уровня налоговой нагрузки как стимула к расширению или сокращению объемов хозяйствования в конкретной отрасли народного хозяйства для выполнения задач налоговой политики на современном этапе. Такими задачами могут быть оптимизация структуры народного хозяйства, ускорения развития отдельных регионов, привлечения иностранных инвестиций, поддержка отечественного производителя или потребителя, ускорение научно-технического прогресса и привлечение инновационных технологий и др.

Понятно, что для эффективного использования системы налоговых льгот и санкций в роли регуляторов хозяйственной деятельности должна быть решена проблема закрепления регулирующей направленности налоговой системы государства, достигается установлением в ее структуре необходимого соотношения прямого и косвенного налогообложения. Объективно большее влияние на экономические процессы имеют прямые налоги из-за уменьшения или увеличения прибыли (дохода), который остается у плательщиков после их уплаты. Прямые налоги имеют возможность сглаживать циклические колебания воспроизводственного процесса. Регулируются инвестиционная и потребительская конъюнктура рыночной экономики.

Объективно заложены в прямом налогообложении широкие регулирующие возможности используются для принятия решений в процессе налогового менеджмента, если основной целью они повышение эффективности общественного производства и достижение высокого уровня экономического развития. Примерами стран, налоговые системы которых ориентированы на прямое налогообложение (но со своими особенностями), могут быть США и Япония.

Прямые налоги являются основой налогообложения стран с высоким уровнем социально-экономического развития благодаря своим преимуществам по сравнению с другими видами налогов. Во-первых, их так называемая социальная справедливость, то есть большие налоги платят те, кто имеет большие доходы. Иначе говоря, можно установить прямую связь между размером налогов и размером доходов плательщика, то есть контролировать соотношение между налогами, платежами и платежеспособностью субъекта налогообложения. Во-вторых, с помощью прямого налогообложения государство может эффективно регулировать экономические процессы в обществе, устанавливая или разрушая стимулы к деловой активности. Поэтому на современном этапе развития налоговых отношений в Украине возникает необходимость реформирования налоговой системы в направлении повышения уровня прямого налогообложения в первую очередь с целью расширения базы налогообложения и оптимизации структуры народного хозяйства.

В соответствии с уровнем развития налоговых отношений и задач налоговой политики применяются различные методы налогового менеджмента, которые представляют собой систему способов и приемов управленческого воздействия на процесс налогообложения. Эти методы делятся на административные (когда с помощью нормативно-правовых и распорядительных актов устанавливаются конкретные правила поведения субъектов налоговых отношений и ответственность за их невыполнение), экономические (использование различных элементов налогообложения (объект, ставки, льготы, сроки уплаты и др .) в роли инструментов косвенного регулирования финансово-хозяйственной деятельности плательщиков), социально-психологические (влияние на сознание плательщиков для повышения уровня налоговой культуры и добровольной уплаты налогов с помощью социальной рекламы, массово-разъяснительной работы и т. п.).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.