К вопросу о базовых макроэкономические тождества

Украина вошла в XXI век в состоянии экономического подъема. Вместе с тем перед страной, как и миром в целом, возникли новые вызовы, связанные со стремительным расширением открытости, растущими рисками усиления политической и социальной конфронтации, накоплением экологического и гуманитарного «загрязнения» (в виде нелегальной миграции, незаконной торговли людьми, наркотиками, оружием и т. п.).

В современном глобализированном мире ни одна страна не может быть отделена или отделена от экономических и политических процессов. Как практически каждая страна вносит весомый вклад в формирование современной системы мира, так и внешнее (для каждой страны) среда непосредственно влияет на выработку и внедрение мероприятий внутренней политики, направленных на экономическое ускорение. Поэтому неотложной задачей государства является четкое осмысление стратегии развития в глобальной среде, понимание факторов и предпосылок создания надежной системы национальной безопасности, неотъемлемой составляющей которой является устойчивое экономическое развитие.

Также нужно учитывать, что в последние годы участилось и углубилась критика международных финансовых институтов (которые в 80-90-х годах играли роль указателя для большинства развивающихся стран и стран с трансформационной экономикой) в связи с тем, что такие признанные мировые институты недостаточное внимание уделяли именно координации и глобальным вызовам. В частности, расширяющая экономическая открытость вызвала определенную эйфорию, вызванную тезисом, что расширение торговли способствует росту, что, в свою очередь, отвлекло внимание от рисков быстрых перетоков краткосрочных капиталов (это оказалось одним из главных факторов кризисных проявлений конца тысячелетия), которые (риски) эт вязаные с быстрой финансовой либерализацией в условиях неразвитости рыночных финансовых институтов в развивающихся странах.

Поэтому главным в деятельности государства является формирование и поддержка эффективности функционирования политических, экономических и общественных институтов. Новая роль государства заключается в установлении необходимой нормативной базы и институциональной структуры, которая бы поддерживала и гарантировала развитие предпринимательства, установления надежных партнерских связей, защита национального производителя от недобросовестной конкуренции на внешних рынках. Такие результаты могут быть достигнуты лишь при условии реализации взвешенной, сначала стабилизационной политики, а дальше политики экономического роста, неотъемлемой составляющей которых является стимулирующая монетарная политика. Время монетарное стимулирование актуализирует вопросы обеспечения валютной и ценовой устойчивости, является базисом укрепление всего экономического организма страны в целом.

Следовательно, актуальным является рассмотрение отдельных базовых концепций влияния внешнеэкономической среды на формирование монетарной политики, выявление монетарных рисков, связанных со стремительным привлечением страны в современное открытое глобализированный мир.

Уже стало аксиомой утверждение, что экономическая и финансовая позиция страны в мире во многих отношениях является определяющей в выработке решений экономической политики. Торговые и финансовые потоки (внешний сектор), через которые страна включена в международные интеграционные процессы, отражаются в платежном балансе, где в систематизированном виде сводятся данные относительно экономических операций национальной экономики с остальным миром за определенный период (обычно за год). При этом торговые потоки (собранные в счете текущих операций платежного баланса) отделены от финансовых счетов и счетов, на которых отражаются потоки капиталов.

Сальдо счета текущих операций платежного баланса (САВ) постфактум эквивалентно разности между объемами сбережений (разницы между валовым национальным доходом в распоряжении и потреблением) S и объемами инвестиций и, то есть:

САВ = S — И.

Итак, если поглощение (потребление плюс инвестиции) страны превышает совокупный доход страны, то такая разница должна покрываться за счет внешнего сектора, отображается как дефицит счета текущих операций платежного баланса.

Важность платежного баланса проявляется также в его непосредственной связи с денежным и долговым секторами. Согласно международной практике счетоводства, сальдо счета текущих операций всегда соответствует чистым требованиям к остальному миру (что является следствием системы двойных записей, согласно которой сумма всех так называемых кредитных записей должна равняться сумме всех дебетовых). Есть счет текущих операций платежного баланса страны уравновешивается ее (страны) нефинансовыми и капитальными потоками, пересекающих границу страны, и резервными активами:

DNFAВ + DFI = — CAB или DNFA + DFI + CAB = 0,

где DNFA В — изменение в чистых международных активах банковской системы, включая международные резервы страны;

DFI — изменение в иностранных задолженностям плюс чистые прямые иностранные инвестиции (чистый приток капиталов).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.