Влияние человеческого капитала на экономический рост

Роберт Лукас — лауреат Нобелевской премии по экономике, то заметил, что когда кто-то начинает думать об экономическом росте, то тогда трудно думать о другом. Другими словами, даже незначительный рост темпов экономики, накапливается, со временем приводит к поразительному влияния на качество жизни.

Еще один лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридмен среди основных форм богатства (деньги, облигиции, акции, физические блага) называет и «человеческий капитал». Употребление этой категории многим ученым объясняется тем, что «человеческий капитал», как и любой другой капитал является результатом инвестирования и генерирует в течение определенного времени поток дохода, то есть создается тогда, когда человек инвестирует в саму себя, получая образование и квалификацию, а инвестиции в «человеческий капитал» окупаются в виде высококвалифицированной и продуктивной работы, высокой заработной платы и морального удовлетворения от работы.

Тот факт, что инвестирование образования приводит к экономическому росту страны, кажется общепринятым положением в экономической науке. Проблема возникает в более конкретной плоскости. До какого уровня может дойти экономический рост благодаря влиянию человеческого капитала? Многие экономисты ищет ответ на этот вопрос в течение последних 20-ти лет, но без особого успеха. Несмотря на различные построения и корректировки детальных моделей роста, они не в состоянии доказать, что лучшее образование значительно повышает экономический рост страны в долгосрочной перспективе. Правда, недавно группа канадских ученых осуществила прорыв. Она нашла, что если принимать во внимание фактор существующей профессионального мастерства, а не фактор полученного образовательного уровня, человеческий капитал возникает достаточно хорошим прогнозным показателем экономического роста.

Для обычных людей преимущества образования понятны: тот, кто имеет высокий образовательный уровень зарабатывает в среднем гораздо больше в течение всей жизни, чем рабочий с низким образовательным уровнем. Но общее исследование экономики в течение определенного времени показывает только слабое наличие того, что высокие или растущие темпы средней или университетского образования связаны с более высоким экономическим ростом. Наиболее заметные результаты этой связи демонстрируют сравнения более развитых и менее развитых стран. В странах с одинаковым уровнем развития эта связь существенно не просматривается.

Видимо, существует какая-то вероятность того, что теории человеческого капитала имеют определенный недостаток. Другое объяснение этому является то, что экономисты оценивали то не так.

Если образовательный уровень действует как отборочный механизм, замещая более квалифицированными кадрами лучшие рабочие места и это не приводит к соответствующему росту общей производительности общества, тогда индивидуальные выгоды образования нужно дополнить коллективными удобствами. До сих пор микроэкономические исследования уровней квалификации и производительности показывали, что приобретение определенной квалификации не только дает преимущества отдельным работникам, а также повышает производительность.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.