Нефтегазовые доходы, заложенные в государственных бюджетах на 2004 и 2003 годы

Как указано выше, налоговая составляющая в себестоимости добычи отечественного газа составляет 54,5%, из них на одну только ренту приходится 25% из этих отчислений. При дифференциации рент эти частицы могли представлять соответственно 43,5% и 9,2% .

Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2004 год» от 27.11.2003 № 1344-IV (статья 3) установлено, что предприятия, осуществляющие добычу природного газа и газового конденсата, вносят в Государственный бюджет Украины рентной платы за природный газ в размере 30 6 гривны за 1,000 куб. метров, за нефть — в размере 160 гривен за одну тонну и газовый конденсат — в размере 104,04 гривны за одну тонну . По подсчетам специалистов НАК «Нафтогаз Украины» при такой ренте компания будет вынуждена на 259 000 000 гривен сократить капиталовложения в нефтедобычу и на 120000000 гривен — в газодобычу. К тому же последний вообще станет убыточным. В результате уже в этом году из недр Украины будет получено на 240 000 000 кубометров природного газа меньше чем за 2003 год, а в дальнейшем спад газодобычи может достичь и 400 млн кубов ежегодно.
голые девушки

Как следствие, государство не только недополучит 161 миллионов гривен прибыли от производителей углеводородов, но и не будет другого выхода, как увеличить бюджетные расходы на импорт энергоносителей, чтобы не допустить энергокризиса в государстве .

Без сомнения, одним из важнейших как для государства, так и для НАК «Нафтогаз Украины» вопрос налоговой задолженности компании.

Возникновение ее не без оснований связывают в том числе и с налогом на добавленную стоимость. Как известно, 89,5% газа поступает в нашу страну из Российской Федерации. Так как во многих других странах, в России при экспорте НДС уплачивается в бюджет страны назначения. Россияне сделали из этого правила три исключения для своих основных статей экспорта: газа, нефти и газового конденсата. Получалось, что при поставке энергоносителей НДС взималось, во-первых, в Российской Федерации, во-вторых, при ввозе на территорию Украины, и, в-третьих — при продаже субъектам хозяйствования. Именно после введения в 2000г. 20% — ной ставки на продажу газа долг НАК «Нафтогаз Украины» перед бюджетом начал неуклонно расти и к концу 2002 составил 5500000000 грн. Кроме того, выросли и дебиторская и кредиторская задолженности.

Необходимо отметить, что Закон «О Государственном бюджете Украины на 2003 год» (данная норма сохранена и на 2004 год Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2004 год» от 27.11.2003 №1344-IV (статья 9) освободил от обложения налогом на добавленную стоимость операции по ввозу природного газа на таможенную территорию Украины, а операции по продаже ввезенного природного газа на таможенную территорию Украины, кроме операций по продаже такого газа для населения, бюджетных учреждений и других потребителей, не являющихся плательщиками этого налога, облагаются налогом по нулевой ставке .

Однако это не единственная причина возникновения налогового долга НГКу. К ним необходимо отнести значительный объем кредиторской и дебиторской задолженности, который приводит к дефициту оборотных средств предприятий отрасли и, соответственно, к невозможности рассчитаться по текущим обязательствам. Как результат — задолженность перед бюджетом и рост дебиторской задолженности у предприятий-партнеров. Фактически, значительная кредиторская и дебиторская задолженность — это одна из первостепенных угроз потенциального банкротства энергетических предприятий.

Общеизвестный факт, что основные фонды украинской промышленности физически изношены на 60% и морально устарели на 95% . Данная проблема касается и предприятий нефтегазового комплекса.

Не стоит забывать и о том, что Украина постоянно стремится подражать в вопросах налоговой политики Российскую Федерацию. В России нефтегазовый комплекс называют «двигателем российской экономики». В Украине, где собственных ресурсов нефти и газа хватает, чтобы покрыть 8-11% своих потребностей, также пытаются с помощью нефтегазовой промышленности решить значительную часть экономических проблем.

Перечисленные факторы, а также нестабильность законодательства, по нашему мнению, являются главными причинами налоговой задолженности нефтегазовой отрасли.

Существенное снижение задолженности предприятий НГК перед бюджетом возможно только при улучшении финансового состояния самих предприятий. Для этого в первую очередь необходимо:

— Уменьшить дебиторскую задолженность предприятий, повысить уровень оплаты за нефть и газ. Решение этого вопроса лежит на пересечении нескольких политик. Во-первых, это тарифная политика: на сколько оптимальными с точки зрения и продавца, и покупателя выставлены тарифы на газ и нефть. Во-вторых, политика работы с должниками: правовые гарантии погашения задолженности, вмешательства и контроля со стороны исполнительной власти. И, в-третьих, это судебная политика: возможность погашения задолженности через суд.

Задолженность в особо крупных размерах должна быть официальной причиной дополнительного контроля финансового состояния предприятия со стороны Контрольно-ревизионного управления (если предприятие государственное) и Государственной налоговой администрации, в том числе с использованием косвенных методов определения ожидаемого дохода компаний;

— Проводить налоговые эксперименты на предприятиях нефтегазового комплекса с целью оптимизации налогообложения. Примером этого может быть эксперимент по льготному налогообложению в металлургическом комплексе с 1 июля 1999 до 1 января 2002 (на 50% были снижены ставки НДС и сбора в Государственный инновационный фонд, на 70% — ставка налога на прибыль, а 70% экологического сбора оставалось на предприятии);

— Возможно также частичное списание пени и штрафов, начисленных за несвоевременную уплату налогов нефтегазовыми предприятиями, или их реструктуризация, при условии погашения определенной части задолженности в течение оговоренного периода.

Параллельно с этими шагами государство должно внедрять общее снижение налогового давления.

При существующей системе налогообложения необходимо разрешить выводить из-под налогообложения ту часть прибыли, которая направляется на расширение объемов производства, модернизацию основных фондов и технологическое обновление.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.